ikcla@mail.ru
+7 727 249 32 50 +7 727 249 36 16 +7 708 972 47 62 +7 701 012 66 19
ikcla@mail.ru
+7 727 249 32 50 +7 727 249 36 16 +7 708 972 47 62 +7 701 012 66 19

Миссия и стратегия

1.     Миссия Проекта «Саналы ұрпақ» на 2018–2020 годы (далее – Проект): патриотичная и конкурентоспособная молодежь, нацеленная жить в Казахстане, свободного от коррупции.

2.     Цель Проекта — искоренение коррупции в системе образования, формирование среды всеобщего неприятия коррупции через систему образования.

3.     Стратегия Проекта строится на апробации и реализации пилотных направлений с целью дальнейшего использования наилучшей практики в организациях образования страны.

Анализ текущей ситуации  

1. Основные достижения. Благодаря политике Главы государства, Казахстан реализует принципиально новую модель противодействия коррупции. Процесс осуществляется в рамках реализации Стратегии «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства», которая возводит коррупцию в ранг прямой угрозы национальной безопасности и нацеливает государство и общество на объединение усилий в борьбе с этим негативным явлением, а также Посланий Президента Республики Казахстан, Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015-2025 годы, Пяти институциональных реформ и Плана нации «100 конкретных шагов». В этих документах заложены системные условия для противодействия коррупции и формирования в обществе нетерпимости к любым ее проявлениям.

Большая работа в сфере противодействия коррупции проводится партией «Нұр Отан». Как ведущая политическая сила страны партия «Нұр Отан» своей важнейшей задачей ставит консолидацию всего гражданского общества по противодействию коррупции. По поручению Лидера партии Нурсултана Абишевича Назарбаева «Нұр Отан» разработал Программу противодействия коррупции до 2025 года. Она легла в основу Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан, утвержденной Указом Президента.

Только за последние три года принято более 60-ти законов, положения каждого из которых, направлены на минимизацию коррупции. Среди них, особое место занимают законы Республики Казахстан «О противодействии коррупции», «О государственной службе Республики Казахстан», «Об общественных советах», «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности», «О доступе к информации» и другие.

В результате принятых системных и комплексных мер  минимизированы  административные барьеры и коррупционные риски, повышено качество оказания государственных услуг за счет введения стандартов и регламентов их оказания, обеспечен переход к транспарентному, прозрачному государству, подотчетному перед обществом, налажено конструктивное партнерство и открытый диалог с неправительственным сектором, приняты современные и эффективные законы, повысились правосознание, правовая и антикоррупционная культура населения. Свидетельством тому является повышение уровня доверия общества к антикоррупционной политике государства.

К инструментам противодействия коррупции в сфере образования можно отнести: Концептуальные вопросы воспитания (утверждены приказом Министерства образования и науки от 22 апреля 2015 года №227); созданные практически в каждой общеобразовательной школе и колледжах добровольные клубы «Адал ұрпақ» (более 90% школ), целью которых является формирование антикоррупционной культуры в школьной среде;  Антикоррупционные хартии, подписанные всеми высшими и средними специальными (профессиональными) учебными заведениями; внедрение темы антикоррупционной направленности в учебные программы отдельных предметов и дисциплин на всех уровнях образования; Модельные учебные программы по дисциплине «Основы антикоррупционной культуры» по всем специальностям и направлениям подготовки бакалавров; Типовые программы обучения государственных служащих по вопросам противодействия коррупции; перевод  в разряд государственных услуг процесс приёма документов на конкурс по размещению государственных грантов; создаваемые при вузах Центры обслуживания студентов, оказывающие услуги студентам по принципу «одного окна» и исключающие контакт студентов с деканатом; автоматизация государственных услуг в сфере образования, например, внедрена независимая автоматизированная система по формированию очередей и распределению мест в детских садах, разработана  информационная система «mektepalmaty», позволившая обеспечить прозрачность  данных о наличии свободных ученических мест в школах города; информационно-разъяснительная программа «От Вуза к Вузу», студенческие флешмобы «Адал бол», «Университеты вне коррупции», «Чистая сессия» и другие.

  Вместе с тем, образование остается сферой, подверженной коррупции. Эксперты ОЭСР, обращая внимание на высокий уровень коррупции в сфере высшего образования, отметили необходимость принятия серьезных мер по превенции коррупции в этой сфере.

  В частности, возникает потребность масштабного анализа коррупционных рисков в этой сфере, совершенствования антикоррупционного планирования, обеспечения прозрачности деятельности и проведения аккредитации, исключения внеплановых проверок, совершенствования порядка проведения закупок и т.д.

  Взвешенный подход по имплементации лучшего мирового опыта, основанного на глубоком анализе ситуации в Казахстане с учетом региональных особенностей, позволит повысить качество национального законодательства, дополнить его новым содержанием, привести его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, создать условия для повышения эффективности антикоррупционной политики.

    2.     Обоснование Проекта.

1) четверть населения страны (4,5 млн.чел.) задействована в сфере образования (учащиеся школ, студенты колледжей, преподаватели);

2) сфера образования является фактором не только образовательного, но и духовного и культурного развития молодёжи, и именно в молодом возрасте закладываются основные жизненные принципы и человеческие ценности;

3) академическая честность является одним из основных факторов качества образования и формирования антикоррупционного сознания учащихся и студентов;

4) молодёжь, получившая багаж качественных знаний и правильных жизненных принципов, будет придерживаться антикоррупционного поведения и во взрослой жизни.

 3. Приоритеты современной антикоррупционной политики. Главной отличительной чертой новой антикоррупционной политики государства является смещение акцента на профилактику коррупции. Впервые внедрены институты превенции – антикоррупционный мониторинг, а также выявление, анализ и устранение коррупционных рисков. Реализуется комплекс мер по антикоррупционному обучению и воспитанию населения, формированию атмосферы абсолютного неприятия коррупции.

Постепенно приходит понимание того, что лучшим средством избавления общества от коррупции, является ранняя профилактика, эффективная диагностика и комплексное лечение.

Антикоррупционная политика страны строится и реализуется на рациональном сочетании антикоррупционного просвещения, профилактики и наказания.

Вместе с тем государство не намерено ослаблять институты уголовного преследования за коррупционные преступления, поскольку неотвратимость наказания за противоправные деяния — это не только важнейший принцип законности, но и показатель обеспечения социальной справедливости.

Благодаря принимаемым мерам, коррупция перестает быть латентной.

4.  Результаты анализа текущей ситуации позволяют выделить ключевые факторы, способствующие совершению коррупционных правонарушений, для решения которых определены основные направления Проекта:

1) антикоррупционная культура;

2) прозрачность и открытость организаций образования;

3) академическая честность;

4) антикоррупционное законодательство в сфере образования;

5) информационная поддержка.

                                             Объекты, субъекты Проекта и сроки его реализации                                   

 1. Основные задачи Проекта будут реализованы во всех организациях образования и на всех уровнях образования.

2. Срок реализация Проекта: 2018 – 2020 годы.

3. Объекты Проекта: детские сады, детские дома, общеобразовательные школы, средние специальные (профессиональные) и высшие учебные заведения, организации дополнительного образования, детские лагеря, исправительные учреждения для несовершеннолетних.

4. Субъекты Проекта: воспитанники детских садов и детских домов, учащиеся общеобразовательных школ и средних специальных (профессиональных) учебных заведений, студенты высших учебных заведений, магистранты, докторанты (далее — обучающиеся), а также преподаватели всех учебных заведений, родители, научные сотрудники.

                                                                   Управление Проектом                                                                       

 1. Руководитель Проекта: Департамент Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции по городу Алматы (далее – Департамент Агентства).

2. В целях координации Проекта создается Проектный офис – рабочий орган Проекта. Задачей Проектного офиса является реализация Проекта, достижение его целей, координация и контроль деятельности проектных групп. Проектный офис формируется из числа представителей Департамента Агентства, Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан, акимата города Алматы, КАзНУ им.аль-Фараби, которые работают в нем на освобожденной основе от своей основной деятельности. Руководителем Проектного офиса назначается сотрудник Департамента Агентства.

3. Работу по обозначенным задачам обеспечивают соответствующие проектные группы. Координация и сопровождение деятельности проектных групп осуществляется руководителем и сотрудниками Проектного офиса. Состав проектных групп определяется из числа ответственных работников местных исполнительных органов города Алматы, организаций образования, общественных объединений, ассоциаций, экспертов и т.д. на неосвобожденной основе от своей основной деятельности.

4. Проектный офис дислоцируется в городе Алматы, что обосновано следующим. Алматы по праву считается городом студенчества и молодежи, здесь обучается каждый третий студент страны. В городе Алматы функционируют 38 из 127 казахстанских университетов, где обучается более 138 тысяч студентов высших учебных заведений (около 28% от всей студенческой молодежи республики). В городе также расположены 84 колледжа и 245 средних школ. Более того, почти половина населения Алматы составляет молодежь до 35 лет. Численность молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет превышает 777,9 тысяч человек, что составляет более 45% от общего числа молодежи по стране.

В настоящее время основные вопросы системной работы по профилактике коррупции решаются в рамках Программы развития Алматы до 2020 года. В основу Программы заложены принципы Прозрачности, Подотчетности и Открытости. Программа предусматривает внедрение проектов, основывающихся на цифровых, «умных» технологиях, тем самым, обеспечивающих прозрачность и исключение условий для коррупции. Так, уже внедрены безналичные платежи на общественном транспорте, на безналичный расчет перешли платные партковки, на безналичную оплату штрафов переходит в этом году дорожная полиция.

Для ускорения и повышения качества госуслуг в прошлом году открыта общественная приемная «Open Almaty». По принципу «одного окна» оказывают услуги городские управления, районные акиматы, правоохранительные органы.

Для формирования привлекательного инвестиционного климата в электронный формат переведен процесс получения разрешений на строительство и подключение к коммунальным сетям.

За прошлый год в 8 раз выросло количество госуслуг, оказанных в электронном виде.

В этом году 10 наиболее актуальных услуг акимата будет по принципу «paper-free» будет переведено в также в электронный формат.

Вся эта работа направлена  на формирование у горожан открытого мышления, правовой и финансовой культуры, ориентированной на неприятие коррупции как социального явления.

5. При Проектном офисе создается Экспертный совет, в состав которого входят представители Ассоциации вузов, Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан, Назарбаев Университета, Университета КАЗГЮУ, НПП «Атамекен», вузов, неправительственных организаций, общественных объединений и бизнес сообщества.

6. Экспертный совет заслушивает отчеты руководителя Проектного офиса, знакомится с планами и результатами работ Проектного офиса, дает оценку и рекомендации по реализации Проекта.

7. Решение основных задач Программы будет обеспечиваться Институтом антикоррупционных технологий, основной целью которого является объединение усилий ученых-юристов, экономистов, политологов, социологов, педагогов, специалистов в области информационных технологий, а также практиков для выработки новых доктринальных подходов и антикоррупционных технологий, направленных на искоренение коррупции путем формирования антикоррупционного мировоззрения; организация и проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, а также экспериментальных разработок антикоррупционного профиля.

Задать вопрос
Для нас важно качество, будем рады получить от Вас обратную связь или ответить на вопросы.
Отправить резюме